ПОЧВОВЕДЕНИЕ В ЛИЦАХ

Дмитрий Дмитриевич Госсе

Дмитрий Дмитриевич Госсе с детства знал, что будет заниматься растениеводством: выращивал в комнате ананас, умел определять в магазине любой цветок получше консультантов. Его увлечение переросло в серьезное занятие – ландшафтный дизайн. Он окончил кафедру агрохимии факультета почвоведения в 2005 году. Под руководством Дмитрия Дмитриевича были восстановлены многие «зеленые» пространства Московского Университета, организована одна из коллекций Ботанического сада при РАН.
Дмитрий Дмитриевич Госсе
К.б.н., старший научный сотрудник
Кто такой ландшафтный дизайнер?
В этом вопросе надо чётко выделить две ниши. Есть ландшафтные дизайнеры в прямом смысле: художники и архитекторы, которые грамотно могут расположить дорожки, клумбы, зоны отдыха и так далее , привязать это все к окружающему пространству, нарисовать красивые картинки декоративных композиций. А есть ландшафтные дизайнеры – ученые: дендрологи, почвоведы, экологи. Они воплощают все эти картинки в жизнь. Такой ландшафтный дизайнер обязательно должен быть строгим начальником и обладать знаниями о том, как обустроить среду.
Второй тип, про который вы говорили сейчас, – это ландшафтный технолог?
Я редко этот термин, честно говоря, встречаю на практике. Все таки в этом определении слово дизайн исключается совсем. А тут без дизайна никуда, потому что не всегда этот потенциальный ландшафтный технолог должен следовать проекту. У него обязательно должен присутствовать симбиоз художественного вкуса и хороших знаний. Поэтому он технолог, да, но дизайнер тоже.
Как вы поняли, что хотите связать свою жизнь именно с этим направлением?
Я поступал на факультет почвоведения целенаправленно, потому что с раннего детства увлекался комнатными растениями. Вся комната была заставлена цветами, от подоконника до самой дальней стенки, как джунгли. И не только моя комната, но и родительская. На 10 лет мне родители подарили растение, ананас. И вот его я выращивал до плодоношения.(Улыбается)

Вот и поступал на факультет почвоведения, потому что мне хотелось заниматься растениеводством. Привлекла и определенная экзотика для России на тот момент. Наши люди только сейчас осознали, что в помещении, обставленном растениям, гораздо приятнее находиться.

Еще надо признать, что родители молодцы. Мама меня водила в единственный в Москве магазин комнатных растений на Краснопресненской. Я там удивлял всех продавщиц тем, что такой маленький пацан знает все растения, которые у них стоят. Еще мы с мамой ходили в оранжереи главного ботанического сада. То есть тут также заслуга родителей, которые у ребенка подметили его увлеченность и начали её развивать и подпитывать. Ну а как уж она возникает, эта увлеченность, только Бог знает. Каждому Бог дает заинтересованность в чем-то. Главное – дальше ее поймать и развивать.
И как вы дальше развивали Вашу увлеченность?
В какой-то момент я понял, что в Европе никого не удивишь приглашением пойти выпить чашечку кофе в зимний сад. Там любая уважающая себя компания имеет в офисе облагороженное растениями помещение для переговоров тет-а-тет. Понимая все это, я стал заниматься фитодизайном интерьеров, работал в оранжерее, а в дальнейшем переключился с комнатных растений на открытый грунт.
Учеба на факультете почвоведения обеспечила вас внушительным научным багажом, а что с творческой составляющей?
Я не имею архитектурного и художественного образования, только чутье мне помогает работать в этой сфере. Более того, я не заканчивал ландшафтных курсов. Я никогда не претендую на то, чтобы мои работы считали шедеврами с точки зрения художественной составляющей. Тем не менее, слава богу, многим нравится. Если бы не нравилось, меня бы уже давно выгнали из этой сферы.
Сейчас вы работаете на факультете почвоведения. Чем именно вы занимаетесь?
Сейчас восстанавливаем малый вегетационный домик факультета почвоведения. Это тепличный комплекс, который был создан для того, чтобы проводить там эксперименты с растениями.

Также на лизиметрах, около стационара факультета почвоведения, восстановили оранжереи. Представляете, на всем факультете не нашел ни одного сотрудника, даже из самых пожилых, кто бы помнил, как функционировали эти две оранжереи. Но те данные, которые мы нашли, свидетельствовали о том, что они были организованы, чтобы экспериментировать с тропическими культурами. Во времена союза ведь было много южных регионов, та же Грузия, Абхазия, Крым – все это субтропические регионы и различные культуры: оливы, чаи, цитрусовые.

И вот мы восстановили одну из двух оранжерей. Не в идеальном варианте, а как смогли. Теперь она работает круглый год. Там мы стали работать, экспериментировать, тестировать.
То есть лизиметры, вегетационный домик, – все это нужно для того, чтобы пробовать новые технологии?
Да, но не только. Конечно, технологий для тестирования довольно много: земельные субстраты, вертикальное озеленение, гидропоника. Мы начали всем этим заниматься на лизиметрах, плюс в вегетационном домике есть открытые площадки для сезонного ведения экспериментов.

Мы начали эти комплексы потихоньку восстанавливать, потому что за последние годы многие специальные постройки в МГУ пришли в крайне плохое состояние: что-то сгнило, стекла побились и так далее. Мы начали привлекать спонсоров, средства для того, чтобы сделать интересные красивые площадки. Все эти пространства и для работы студентов, и для тестирования инноваций интересных бизнесу, и для классической науки. Вот такой площадкой мне поручено заведовать.
Вы сейчас рассказали о пространствах, в организации которых вы принимали непосредственное участие. Есть ли на этих территориях какие-нибудь экзотические для России растения, которые по вашей инициативе привезли, вырастили, посадили?
Конечно! Например, в малом вегетационном домике есть оранжерея, где в зимние месяцы содержатся субтропические культуры, а на лето мы их выносим для демонстрации всем людям, в том числе и студентам. Поэтому на территории МГУ можно увидеть субтропические пальмы, инжир, розмарин, тимьян, в общем, все, что не зимует у нас в открытом грунте.
Ландшафтный дизайн интересен еще и тем, что можно удивлять не только экзотичными растениями, но и неожиданными сочетаниями, верно?
Конечно, у нас есть такая композиция в открытом грунте. Около малого вегетационного домика находится затемненный каштанами участок. Газон там не рос, а оставлять голый кусок земли не хотелось. Мы решили сделать мозаику под кронами, высадив туда цветущие многолетники из лесных экосистем разных регионов: Китай, Дальний Восток, Европа, Кавказ. Там примерно полторы–две сотки такой территории. С самой ранней весны начинают распускаться подснежники, потом запускается цикл мозаики, цветущие растения сменяют друг друга до поздней осени. Приятно, что это все могут наблюдать. У нас вся территория открытая. Приходите, гуляйте, отдыхайте!
Переместимся на более глобальный вопрос. Если сравнивать с тем, как ландшафтный дизайн развивается сейчас по всему миру, насколько Россия преуспела в этом направлении?
Тут надо выделить две составляющие: интерьерное озеленение и открытый грунт.
На закрытом грунте мы во многом, конечно, догоняющие. Например, в скандинавских странах масштаб интерьерного озеленения в торговых центрах, в бизнес-среде, в общественных помещениях, в санаториях гораздо больше, чем у нас. Представляете, у них здание проектируется изначально с расчетом на то, чтобы было много светлых пространств, которые пригодны для озеленения.

По части зимних садов и оранжерей мы тоже отстаем. Аптекарский огород это, конечно, шедевр. Спасибо его создателям и тем, кто там сейчас работает. Однако, это очень маленькая площадь на всю Россию. У нас до сих пор закрыт новый большой корпус оранжереи Главного ботанического сада при РАН, экскурсии туда не водят в связи с технологическими проблемами. А в Голландии вообще в каждом городке есть оранжерея. Пришел на экскурсию, посмотрел, напитался этими тропическими красками и флорой. Куда сходить за подобными ощущениями в Москве, кроме Аптекарского огорода и парка Зарядье, я особо то не знаю. Для наших просторов, согласитесь, довольно скромно.

Зато с открытым грунтом все намного лучше. Я постоянно слышу, что Москва сильно превзошла другие города с точки зрения благоустройства ландшафта. Многие южные города тоже очень хороши. У нас озеленение проводится качественными композициями с ландшафтной точки зрения. Архитекторы и дизайнеры знают свое дело.
Насколько я понимаю, успехи на открытом грунте – заслуга и частного сектора в том числе?
Абсолютно верно. Регулярно приходят заказы на парки в частном секторе. Тут много зависит от заказчика и реализаторов. Есть полная безвкусица, а есть и очень красивые, благородные сады и парки, создающие приятный визуальный эффект. Ну и если заговорили об озеленении частного сектора, надо сказать, что это удел обеспеченных людей – сделать красивый сад именно так, как его нарисовал архитектор. Все-таки ландшафтный дизайн – это премиальная услуга с точки зрения бизнеса.
Но, есть ощущение, что к почвоведам при реализации таких проектов часто не обращаются. С какими сложностями можно столкнуться, если сэкономить на научном специалисте при проектировании ландшафта?
Есть один очень распространенный случай. Покупается участок с деревьями, по сути, – бывший лес. Там строится коттеджный дом. И дальше у заказчика возникает желание осушить территорию, потому что после дождя лужи все время стоят. Вызывается специалист для того, чтобы восстановить природный ландшафт. Если это дизайнер-почвовед, и он обладает знанием того, как функционируют лесные деревья и лесная экосистема, то он поможет. А если нет, то сценарий будет примерно следующим: строители произведут осушение, резко упадет уровень грунтовых вод, а взрослые деревья к подобным изменениям привыкнуть не смогут. Падения даже на 30-40 сантиметров достаточно, чтобы лес начал гибнуть. И вместо облагороженного деревьями участка через четыре года у заказчика будет голая земля, хоть футбольное поле делай. Вот пример потери благородной лесной растительности в результате проведения строительных работ. И он характерен для многих участков. Но строители ведь имеют право многое не знать, поэтому за ними должен прийти почвовед. А если этим специалистом будет художник, то он только нарисует все красиво, цветники посадит какие-нибудь, и в итоге лес все равно будет потерян.
Можете обозначить в целом ценность ландшафтного дизайна для современных городов?
Озеленение – это безумно важная процедура для всех городов. Хотя бы один газон, не говоря уже о посадках деревьев, генерирует огромное количество кислорода и поглощает огромное количество пыли, – то есть выполняет важные экологические функции.

Но не только одними газонами ценен, конечно, ландшафтный дизайн. Он ценен и кустарниками, и деревьями, и композициями. Парки, рабочие зоны, аллеи – все это благоустраивает и облагораживает среду, повышая ее статус в том числе. Когда есть озеленение, это уже совсем другой уровень объекта. Поэтому это и статус, и экология.
А можете рассказать об интересных кейсах, реализованных вами?
Мы занимались многим: например, у нас были проекты, посвященные озеленению Сыктывкара, Вологодской области. Я на Соловках работал несколько месяцев. В одной из самых топовых гостиниц делали озеленение. Сложностей, конечно, было много: использовались специфические грунты, приходилось подыгрывать ландшафту местности, да и ассортимент культур был сильно ограничен. Видя то, как ведут себя растения в данной местности, можно понять, как ты можешь их в ландшафтном дизайне высадить. Потому что человек не всесилен. Он должен сначала научиться у природы: какой растительный ассортимент, как он растет, в каких условиях, как он выживает и так далее.

Бывают, конечно, и экзотические истории. Мы участвовали в тестировании модуля для вертикального сезонного озеленения города Якутска. У них же вечная мерзлота, поэтому очень поздно прогревается грунт. Если ты будешь в Якутске цветы высаживать в клумбы, они будут там сидеть еле-еле душа в теле. Мы поняли, что летом какое-то тепло приходит и воздух прогревается. Соответственно, если высадить растения в некие вертикальные конструкции, которые находятся в отрыве от мерзлоты, то там эти цветы могут расти, их просто надо в течение сезона поливать. Установили эти модули вертикального полива, и они уже несколько лет там стоят и летом радуют горожан цветущими растениями, самыми обычными и для нас примитивными. Вот они технологии на службе, потому что люди в Якутске вообще лишены всей цветочной красоты. А вообще приятно, что отечественные технологии позволили озеленить этот холодный город.
Автор: Гавриил Гринев, Мария Лисицына
Оператор: Георгий Ловать
Фотограф: Юлия Лицова
Made on
Tilda