SoilArt

Вы родитель, который думает, как испортить своему ребенку последний месяц лета? Поздравляю, лайфхак для вас! Просто отвезите его к бабушке. Не подумайте – я очень люблю свою бабулю. Истинную ненависть я питаю к месту, где оказалась: это Богом забытая деревня, в которую, по ощущениям, не отправляли даже ссыльных в СССР. Родители сыграли со мной эту злую шутку после очередного перелома руки, который я получила во время байкинга по горным склонам. Или они пришли в бешенство оттого, что я позвонила им по видеосвязи в момент, когда без спроса прыгала с парашютом. Подумаешь, это против правил безопасности! Главное, что было весело… Нет, скорее всего, они разозлились из-за звонка соседки, жалующейся на то, что я в 4 утра перепутала дверь квартиры и начала ломиться к ней. Это было классное лето! Но таковым оно было до тех пор, пока родители, решив, что мне нужно «притормозить» и «успокоиться», не привезли меня сюда.
Инструкция, чем занять себя на даче от главной бунтарки МГУ
Смирившись со своей участью, я решила почистить галерею в телефоне и вспомнить былые летние дни. Вдруг наткнулась на фотографию картины, которую сделала в прошлом году на мастер-классе Soil ART. Я бы никогда не оказалась там по собственной инициативе: мне по душе экстрим, никак не аппликации и рисование. Однажды, во время прогулки по Воробьёвым горам, подруга попросила проводить её до факультета почвоведения – сказала, что идет в мастерскую рисовать почвой. «Рисовать землёй? Ну и дурдом!», – подумала я. По дороге она восторженно рассказала мне про свое хобби и показала прошлые работы. Я пораскинула мозгами: рисование почвой – тоже своего рода экстрим. Почему бы мне не присоединиться к подруге?
На протяжении нескольких часов я «гуглила», чем заняться в деревне. Все советы диванных экспертов сводились к одному: «Поработайте в огороде: разрыхлите землю, высадите цветочную клумбу…» Бабушка с дедушкой наотрез отказывались принимать мою помощь. Наверное, боялись, что я могу вырыть подземный тоннель и сбежать по нему в город.
Чем заняться в деревне?
Мы зашли в ту часть территории МГУ, где я никогда не была. По атмосфере почвенный стационар напомнил одну из вечеринок на заброшке, куда мы ходили с друзьями. Мастер-класс проводил Георгий Валерьевич Матышак, создатель и модератор проекта Soil ART.

Активные соавторы проекта – аспирант Анастасия Хирк и магистрант Мария Чепурнова – также были на занятии и помогали всем пришедшим подготовиться к творческому процессу. Сперва он немного рассказал о проекте и показал нам почвенные монолиты, напоминающие настоящий мрамор, – похожий я часто видела в отелях, где проводила ночи, не желая возвращаться домой. Мы посмотрели монолиты из чернозёма, который ложится на бумагу гранулами, – он напомнил мне пенопластовые шарики из слаймов. Им энтузиасты Soil ARTа выложили настенные часы и аутентичный «черный квадрат» а-ля Малевич. После занятия мы увидели эти работы вживую в галерее факультета. Никогда бы не подумала, что из такой скучной вещи, как почва, можно создать что-то стоящее!
Перед тем, как приступить к самому мастер-классу, я задумалась над техникой, в которой хочу выполнить будущую работу. Георгий Валерьевич предложил написать картину почвенной акварелью. Он дал мне маленький магнит, и я принялась за работу. Своей идеей я решила не выделяться и написать то же, что было у остальных присутствующих на занятии: пейзаж.
— Я часто ездил в экспедиции со студентами факультета почвоведения. Мы видели необычайные почвенные горизонты разных регионов России, и мне всегда хотелось поделиться этой красотой с другими людьми. Так в 2017 году я, преподаватели и студенты нашего факультета решили создать этот проект. Мы долго думали над названием: после нескольких серьезных дебатов остановились на Soil ART. Аббревиатура ART не только отсылает к искусству и творчеству, но и расшифровывается как Arctic Research Team.


— Да, во время одной из экспедиций мы увидели там почвенные монолиты, образовавшиеся в условиях вечной мерзлоты. Они поразили нас своей красотой и гармоничной палитрой красок. Сделали фотографии, но они не передавали всей уникальности арктических почв, поэтому мы стали гадать, как ещё можно запечатлеть эту красоту. Вот и придумали!
Как оказалось, почвенная акварель очень плавно скользит по поверхности. Некоторые виды пигментов – как, например, Тульский террикон, которым рисовала я, – переливаются и отбрасывают блики, подобно соусу Барбекю. Я поймала себя на мысли, что рисование почвенной акварелью совмещает в себе два моих любимых дела: пробовать что-то уникальное и находить развлечение в самых неочевидных вещах. Вскоре рисование превратилось в медитацию. Я на время забыла об экстриме и с головой погрузилась в проработку пейзажа.
Георгий Валерьевич, а как появился проект Soil ART?
Это как-то связано с Арктикой?
Георгий Валерьевич немного помог мне с работой: предложил добавить на картину крошку из молотой почвы. Я налила на картину немного клея ПВА по контуру будущего блика и сверху посыпала сам пигмент. Картина моментально ожила и заиграла новыми красками.

После мастер-класса подруга призналась, что сомневалась, понравится ли мне подобное занятие. Однако, увидев восторг в моих глазах, она заулыбалась: осознала, что стала первой, кто нашел для меня спокойное и умиротворяющее увлечение.

…Решено! Буду рисовать картину почвенной акварелью. Но сначала нужно кое-что подготовить…

— Алло, мам, привет! Когда поедешь к бабушке, купи мне, пожалуйста, медиум. Он продается в любом магазине для творчества.
— Что за медиум? Что ты опять решила натворить?!
— Мама, ничего опасного! Я всего лишь собираюсь вскопать бабушке пару грядок…
Пока мама искала медиум в магазине для творчества, я принялась готовить всё необходимое. Написала подруге из мастерской Soil ART, чтобы она подсказала, где на участке сделать почвенные разрезы для создания палитры цветов. Я взяла дедушкину лопату, небольшую емкость для почвенных пигментов – ее мне удалось получить, вылив засохшую гуашь из детского набора красок, а главное – вооружилась несвойственным мне терпением. Надела одежду, которую будет не жалко испачкать, и высокую обувь, чтобы не вытряхивать потом из любимых кроссовок горы земли.
Время выполнения: 30 минут-час, в зависимости от разрезов.
Сначала я решила получить темно-коричневый оттенок. Для этого пошла к бабушке в огород, нашла там комкообразную почву с большим количеством черных вкраплений. Выкопала небольшую яму, при этом следя за тем, чтобы лопата зашла вертикально, будто разрезая землю. Готово! Передо мной – одна из самых плодородных почв – кислая (да-да, хоть где-то мне пригодились знания биологии и географии). А если копнуть ещё глубже, то можно добраться до красно-оранжевых оттенков. Тогда вы, как и я, сможете взять в палитру сразу два почвенных пигмента.

Далее я пошла за светлыми оттенками, чтобы картина выглядела ярче и экстравагантнее. Их лучше искать в тех местах, где растения не приживаются. Это как раз бабушкина клумба с жимолостью! Всё из-за щелочной почвы… Она пресыщена калием, натрием и магнием, отчего её почвенные пигменты зачастую светло-бежевые или белые. Почвоведы советуют сначала убедиться, что это точно щелочная почва. Я лишних телодвижений, конечно, делать не буду – однажды уже взорвала класс химии… Но с Вами хочу поделиться этим лайфхаком: берем пол чайной ложки столового уксуса и капаем его на землю. На поверхности появляются пузырьки, значит, это дерново-подзол!

Чтобы передать тень на картине, я отправилась к маминым цветочным клумбам. Мам, не беспокойся: ни один цветок не пострадал! Найти чернозем на дачных участках достаточно сложно, поэтому зачастую люди покупают его для высаживания цветов. Мне нужно не больше 5 граммов, поэтому я смело взяла их с лунки, обрамляющей астру. Главное делать это аккуратно, чтобы мама не отправила меня к бабушке еще и на следующее лето…
Время выполнения: 10-15 минут.
Теперь, когда мама привезла мне тот самый медиум и я набрала почвенный пигмент, можно приступать к созданию краски.

Сперва нужно решить, какую краску я хотела бы получить: акварель, гуашь или темперу. Для акварели нужен медиум на основе гуммиарабика и почвенные пигменты; для создания гуаши смешивают молотый мел, медиум и пигмент; если же хочется порисовать темперой – почвенный пигмент и яичный желток в качестве медиума. Однако имейте в виду, что из-за желтка краска будет некоторое время иметь специфичный аромат, как будто кто-то забыл постирать носки…

Я решила сделать почвенную акварель: на плоской поверхности соединила пигмент и медиум, с помощью шпателя смешала краску.

Последний шаг! Я взяла самый некрасивый из имеющихся стакан с плоским дном (вдруг испорчу) и кругообразными движениями стала давить мелкие кусочки почвы, чтобы убрать комочки. Теперь можно разливать краску в палитру.
Время выполнения: сколько угодно.
Настало время дать волю фантазии и на часок-другой отключиться от окружающей суеты… Впрочем, у меня из суеты были только разгадывающий кроссворд дедушка и смотрящая телевизор бабушка. Я налила в стаканчик воду, взяла получившуюся краску и лист бумаги.

Идея для картины пришла мне в голову еще во время раскопок в огороде. В момент поисков нужных пигментов я обратила внимание на наш двор: в его глубине располагается залитый августовским солнцем причал, который выходит к реке Белой. Неудивительно, что его я заметила именно в порыве творчества! Я без раздумий пошла на веранду и взяла в руки кисть. Не было страшно совершить ошибку: благодаря свойствам земли, все недочеты легко стираются водой. Рисуя почвой, я чувствовала, что занимаюсь удивительным занятием, о котором многие мои друзья даже не подозревают. Они прыгают с тарзанок, занимаются скалолазанием и стреляют в тире, но никто из них точно не рисует почвой. Я наконец-то смогла сделать паузу в бешеном темпе жизни, насладиться моментом и стать ближе к природе. Создала не только шедевр, но и орудие для его написания, – краски! Кажется, что цветов совсем немного и палитра от этого скучная, но на самом деле именно теплые почвенные оттенки наполняют полотно неповторимым колоритом. «Эстетика невидимого», – говорил Матышак. Бесспорно, это эстетика, которую не создашь никакими другими красками.
Я так погрузилась в процесс, что не заметила, как на веранду заглянула бабушка:
— Маша, когда мама сказала мне, что ты собираешься вскопать огород, я подумала, что она шутит. Вышла – а там все действительно разрыхлено…
— Да, бабуль, не за что! Мне просто нужно было взять пару почвенных пигментов для красок.
Бабушка с удивлением смотрит на меня и переводит взгляд на картину:
— Так ты у нас, оказывается, и по хозяйству помогаешь, и такие шедевры создаёшь!
Недолго подумав, она добавила:
— А в следующем году приедешь почвенные картины рисовать? Нам понадобятся твои навыки садоводства!
Работы SoilArt
Шары выполняются из чернозема или любого другого грунтового материала (за исключением песка и песочносодержащего материала) и воды комнатной температуры. Важно, чтобы в материале было правильное соотношение песка и глины: нужно удостовериться, что масса достаточно липкая, но при этом не сухая.

Смачиваем почву, находящуюся в емкости, водой, далее собираем полученную массу и катаем из нее шар. Наращиваем объем шара, насыпая сверху сухой грунт. Это нужно проделывать более десяти раз до тех пор, пока шар не достигнет желаемых размеров. Помещаем шар в холодильник на 30 минут до «скрепления» его консистенции. Важно выкладывать шар аккуратно – на мягкую поверхность, например, на полотенце. Далее шар нужно вновь обкатать в сухом грунте, постепенно высушивая. Полируем шар горлышком баночки с круглыми краями кругообразными движениями до достижения жемчужного блеска.
Шары в японской технике Дороданго
В октябре этого года мастерская совместно с лабораторией генетических технологий виноградства и виноделия Курчатовского института подготовила стенд образцов почв, которые соответствовали природным условиям выращивания сортов винограда. «Soil ART» воссоздал эти почвы лишь по фотографиям виноградников!
Автор: Есения Комова
Оператор: Георгий Ловать
Made on
Tilda